Правительство Ростовской области
 

Областной закон от 22.10.2004 № 179-ЗС

246 Кб

37,3 Кб

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

от 22.10.2004 № 179-ЗС,

В редакции областных законов от 29.12.04 № 262-ЗС, от 07.03.06 № 464-ЗС, от 19.05.06 № 489-ЗС, от 28.11.06 № 598-ЗС, от 07.05.07 № 695-ЗС, от 20.11.07 № 807-ЗС, от 15.02.08 № 876-ЗС, от 06.08.08 № 58-ЗС, от 13.10.08 № 111-ЗС, от 12.05.09 № 228-ЗС, от 29.09.09 № 296-ЗС, от 16.12.09 № 350-ЗС, от 02.03.10 № 372-ЗС, от 11.11.2010 № 496-ЗС, от 10.05.11 № 599-ЗС, от 31.10.2011 № 697-ЗС.

Принят Законодательным Собранием 7 октября 2004 года.

Об охране здоровья жителей Ростовской области

Настоящий Областной закон в целях обеспечения конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством и Уставом Ростовской области правовые основы организации деятельности системы здравоохранения в Ростовской области.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области охраны здоровья жителей Ростовской области

Правовое регулирование отношений в области охраны здоровья населения Ростовской области осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, федеральных законов и иных федеральных нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области охраны здоровья населения Российской Федерации, а также на основе настоящего Областного закона и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Ростовской области и органов местного самоуправления.

Статья 2. Сфера применения настоящего Областного закона

Настоящий Областной закон действует на всей территории Ростовской области и координирует действия граждан, органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, системы медицинского страхования в области охраны здоровья граждан.

Статья 3. Основные принципы охраны здоровья жителей Ростовской области

Основными принципами охраны здоровья жителей Ростовской области являются:

1. соблюдение прав человека и гражданина в сфере здравоохранения и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

2. доступность медицинской, оздоровительно-профилактической помощи и лекарственного обеспечения населения;

3. приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан;

4. социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

5. ответственность органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Статья 4. Задачи законодательства об охране здоровья жителей Ростовской области

Задачами законодательства Ростовской области об охране здоровья населения являются:

1) определение ответственности и компетенции органов исполнительной власти Ростовской области, органов местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены в установленном законодательством порядке, по вопросам охраны здоровья граждан;

2) правовое регулирование деятельности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности (кроме федерального подчинения), расположенных на территории Ростовской области, в области охраны здоровья граждан;

3) определение прав граждан, отдельных групп населения в области охраны здоровья и установление гарантий их соблюдения;

4) определение профессиональных прав, обязанностей и ответственности медицинских и фармацевтических работников, установление гарантий их социальной защиты. 

Статья 5. Права жителей Ростовской области в сфере охраны здоровья

В сфере охраны здоровья жители Ростовской области имеют право:

1) на получение бесплатной медицинской помощи в объеме, определенном Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Ростовской области (далее - Территориальная программа государственных гарантий);

2) на получение медицинской помощи за счет средств добровольного медицинского страхования, личных средств граждан и иных источников финансирования;

3) на полное и объективное информирование медицинскими работниками в доступной форме о состоянии здоровья, диагнозе заболевания, возможных вариантах лечения, возможном прогнозе, месте и условиях получения медицинской помощи (включая источники оплаты). Эта информация предоставляется лично пациенту либо его законному представителю в соответствии с действующим законодательством;

4) на защиту интересов органами исполнительной власти, территориальным фондом обязательного медицинского страхования, общественными организациями, страховыми организациями;

5) на получение бесплатной экстренной медицинской помощи;

6) на выбор в установленном порядке врача, медицинской организации в сфере обязательного медицинского страхования, страховой медицинской организации при получении медицинской и лекарственной помощи в объеме государственных гарантий, установленных Территориальной программой государственных гарантий;

7) на независимую экспертизу качества оказываемой медицинской и лекарственной помощи в соответствии с федеральным законодательством;

8) на получение необходимой и достоверной информации о программах государственных гарантий, системе оказания медицинской и лекарственной помощи, обязательном и добровольном медицинском страховании граждан, о правах и обязанностях пациентов;

9) на возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) на соблюдение медицинским персоналом тайны в отношении сведений, полученных в результате обследования и лечения, в пределах, установленных федеральным и областным законодательством;

11) принимать участие в решениях, касающихся их лечения. При этом они должны быть информированы о всех предлагаемых медицинских процедурах, включая информацию о возможности любого риска, в том числе смерти или серьезных побочных эффектов;

12) отказаться от медицинской помощи или отдельного вида медицинского вмешательства, если иное не оговорено в федеральном или областном законодательстве. Если отказ от лечения со стороны больного или его законного представителя влияет на предоставление ему необходимой помощи в соответствии с медико-экономическими стандартами, данное решение больного должно быть оформлено записями в карте амбулаторного или стационарного больного;

13) на бесплатное и льготное обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Областным законом и иными нормативными правовыми актами;

14) другие права, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

Глава 2. Государственное регулирование и управление в сфере здравоохранения

Статья 6. Полномочия органов государственной власти Ростовской области

1. К полномочиям Законодательного Собрания Ростовской области относятся:

1) принятие областных законов и иных нормативных правовых актов в области охраны здоровья граждан, надзор и контроль за их соблюдением и исполнением;

2) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;

3) другие вопросы в области охраны здоровья в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. К полномочиям Правительства Ростовской области относятся:

1) защита прав и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья граждан;

2) разработка, утверждение и реализация региональных программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, лекарственному обеспечению, санитарно-гигиеническому образованию населения и по другим вопросам в области охраны здоровья граждан;

3) разработка, утверждение и реализация Территориальной программы государственных гарантий, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования;

4) формирование органов исполнительной власти Ростовской области, осуществляющих полномочия в сфере здравоохранения, установление порядка их организации и деятельности; развитие государственных организаций здравоохранения Ростовской области, их материально-техническое обеспечение;

5) формирование расходов областного бюджета на здравоохранение;

6) пункт утратил силу с 01.01.2012 – Областной закон от 31.10.2011 № 697-ЗС;

7) организация оказания медицинской помощи, предусмотренной законодательством Ростовской области для определенных категорий граждан;

8) организация оказания специализированной (санитарно-авиацион­ной) скорой медицинской помощи;

9) обеспечение лекарственными и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ростовской области;

10) организация заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организация безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ростовской области, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами, а также обеспечения за плату иных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами;

11) уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения;

12) осуществление профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) координация деятельности органов исполнительной власти Ростовской области, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан; охрана здоровья семьи (охрана материнства, отцовства и детства);

14) реализация мер, направленных на спасение жизни людей и защиту их здоровья при чрезвычайных ситуациях, информирование населения об обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах;

15) регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о распространенности социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих;

16) осуществление иных полномочий в области охраны здоровья граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 7. Полномочия органа исполнительной власти Ростовской области в сфере здравоохранения

К полномочиям органа исполнительной власти Ростовской области в сфере здравоохранения (органа управления здравоохранением Ростовской области) относятся:

1) пункт утратил силу – Областной закон от 20.11.07 № 807-ЗС;

2) право установления региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов медицинской помощи, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и осуществление контроля за их соблюдением;

3) организация системы среднего специального профессионального медицинского образования;

4) пункт утратил силу – Областной закон от 20.11.07 № 807-ЗС;

5) разработка мероприятий, направленных на обеспечение охраны здоровья матери и ребенка, осуществление мероприятий по профилактике инвалидности и медицинской реабилитации инвалидов, осуществление иммунопрофилактики;

6) руководство деятельностью подведомственных учреждений здравоохранения, находящихся в областной собственности, координация деятельности муниципальных, ведомственных и частных учреждений здравоохранения;

7) организация, совместно с соответствующими муниципальными органами, выполнения программ по охране здоровья населения в части оказания медицинской помощи;

8) назначение руководителей государственных учреждений здравоохранения.

9) установление медико-экономических стандартов в соответствии с федеральными стандартами медицинской помощи;

10) другие полномочия в области охраны здоровья в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 8. Структура органов исполнительной власти Ростовской области в сфере здравоохранения и областных учреждений здравоохранения

1. Структура органов исполнительной власти Ростовской области в сфере здравоохранения, порядок их организации и деятельности устанавли­ваются Правительством Ростовской области.

2. Структура областных учреждений здравоохранения утверждается органом исполнительной власти Ростовской области в сфере здравоохранения.

Статья 9. Система обязательного медицинского страхования

1. Обязательное медицинское страхование является видом обязательного социального страхования, представляющим собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

2. Часть утратила силу в соответствии с Областным законом от 10.05.11 № 599-ЗС.

3. Для реализации государственной политики в сфере обязательного медицинского страхования органом государственной власти Ростовской области создается территориальный фонд обязательного медицинского страхования. Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования (далее – территориальный фонд) утверждается Правительством Ростовской области.

Статья 10. Взаимодействие государственных и муниципальных органов управления здравоохранением с профессиональными союзами, ассоциациями, другими общественными организациями

1. Государственные и муниципальные органы здравоохранения взаимодействуют и сотрудничают с профессиональными медицинскими и фармацевтическими союзами и ассоциациями, ассоциациями страховых медицинских организаций, профсоюзными организациями, общественными объединениями и другими общественными организациями, осуществляющими защиту прав граждан в области охраны здоровья, прав медицинских и фармацевтических работников.

2. Общественные объединения совместно с органами управления здравоохранением участвуют в обеспечении защиты профессиональных прав медицинских работников и прав пациентов на получение медицинской и лекарственной помощи.

3. Профессиональные союзы работников здравоохранения, медицинские и фармацевтические ассоциации участвуют в работе комиссий по аттестации и сертификации медицинских и фармацевтических работников, контролируют соблюдение норм медицинской этики и деонтологии и принимают решения по фактам нарушения этих норм, которые учитываются при аттестации и сертификации медицинских и фармацевтических работников.

4. При взаимодействии на государственные и муниципальные органы здравоохранения не могут быть возложены функции и задачи общественных объединений, а на общественные объединения - функции и задачи государственных и муниципальных органов здравоохранения.

5. Конкретные формы взаимодействия государственных и муниципальных органов здравоохранения с профессиональными медицинскими, фармацевтическими союзами, ассоциациями и другими общественными организациями определяются соглашениями, заключаемыми между ними.

Глава 3. Финансирование системы здравоохранения Ростовской области

Статья 11. Источники финансирования здравоохранения

Источниками финансирования государственной и муниципальных систем здравоохранения Ростовской области являются:

1) средства бюджетов всех уровней;

2) средства территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) иные источники, не запрещенные законодательством.

Статья 12. Финансовое обеспечение медицинской помощи

Виды, нормативы объема медицинской помощи, нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, подушевые нормативы финансирования и порядок формирования тарифов на медицинскую помощь, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств областного бюджета, муниципальных бюджетов и средств территориального фонда, определяются в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий, утвержденной Правительством Ростовской области.

Медицинские и сервисные услуги, не включенные в Территориальную программу государственных гарантий (либо при отсутствии условий для оказания медицинской помощи на бесплатной основе, определенных Территориальной программой государственных гарантий), могут предоставляться учреждениями здравоохранения за счет средств предприятий, организаций, хозяйствующих субъектов всех форм собственности, личных средств граждан, по программам добровольного медицинского страхования.

Абзацы 3-й и 4-й утратили силу в соответствии с Областным законом от 10.05.11 № 599-ЗС.

Статья 13. Финансовое обеспечение расходов на укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения Ростовской области

Финансовое обеспечение расходов на приобретение медицинского оборудования, автотранспортных средств, выполнение работ по капитальному ремонту осуществляется для государственных учреждений здравоохранения Ростовской области – за счет средств областного бюджета, а для муниципальных учреждений здравоохранения – за счет средств местных бюджетов и средств областного бюджета.

Источниками укрепления материально-технической базы лечебных учреждений являются также средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, благотворительная помощь юридических и физических лиц и другие источники, не запрещенные федеральным и областным законодательством.

Глава 4. Организация оказания медицинской помощи

Статья 14. Классификация медицинской помощи

Медицинская помощь подразделяется:

1) по виду на: первичную медико-санитарную помощь, скорую медицинскую помощь, неотложную медицинскую помощь, специализированную медицинскую помощь;

2) по назначению на: профилактическую, диагностическую, лечебную, восстановительную (реабилитационную), медико-социальную;

3) по месту оказания на: амбулаторно-поликлиническую, стационарную.

Статья 15. Первичная медико-санитарная, скорая медицинская помощь, неотложная медицинская помощь

1. Первичная медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства.

2. Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторно-поликлинических, стационарно-поликлинических и больничных учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-специалистами, а также соответствующим средним медицинским персоналом.

3. Обеспечение первичной медико-санитарной помощью работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также обеспечение первичной медико-санитарной помощью населения отдельных территорий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации местного самоуправления, осуществляется федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями.

4. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях), безотлагательно лечебно-профилактическими учреждениями независимо от территориальной, ведомственной подчиненности и формы собственности, медицинскими работниками. Скорая медицинская помощь оказывается учреждениями и подразделениями скорой медицинской помощи государственной или муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения. Скорая медицинская помощь лицам, находящимся на территории Ростовской области, оказывается бесплатно.

5. Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи является расходным обязательством Ростовской области.

6. Обеспечение скорой медицинской помощью работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также обеспечение скорой медицинской помощью населения отдельных территорий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, устанавливающими особенности организации местного самоуправления, осуществляется федеральными организациями здравоохранения и их подразделениями.

7. Неотложная медицинская помощь оказывается гражданам меди­цинским персоналом амбулаторно-поликлинических учреждений муници­пальной системы здравоохранения при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих срочного медицинского вмеша­тельства.

Статья 16. Специализированная медицинская помощь

1. Специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий, врачами – специалистами лечебно-профилактических учреждений.

2. Стандарты и порядок оказания специализированной медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

3. Оказание специализированной медицинской помощи в кожно-венерологических, противотуберкулезных, психиатрических (психоневрологических), наркологических, онкологических больницах и диспансерах, санаториях для лечения различных форм туберкулеза и других специализированных медицинских учреждениях Ростовской области (за исключением федеральных специализированных медицинских учреждений, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти) является расходным обязательством Ростовской области.

Статья 17. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация

1. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация проводятся в лечебно-профилактических учреждениях, больницах (центрах) восстановительного лечения, санаториях, санаториях-профилакториях и других лечебных учреждениях независимо от их формы собственности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

2. Восстановительное лечение и медицинская реабилитация предоставляется лицам, страдающим врожденными и приобретенными, острыми и хроническими болезнями, заболеваниями вследствие перенесенных травм на основании медицинского заключения.

Статья 18. Медицинская помощь гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих

1. Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, оказывается медико-социальная помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях бесплатно или на льготных условиях.

Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемой гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в области здравоохранения.

Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении гражданам, страдающим социально-значимыми заболеваниями, устанавливаются законодательством Ростовской области.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями), является расходным обязательством Ростовской области.

2. Гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, медико-социальная помощь оказывается в рамках Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в предназначенных для этой цели учреждениях здравоохранения.

Для отдельных категорий граждан, страдающих заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, сохраняется место работы на период их временной нетрудоспособности, устанавливаются меры социальной поддержки, определяемые законодательством Ростовской области.

Меры социальной поддержки при оказании медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, устанавливаются законодательством Ростовской области.

Финансовое обеспечение мероприятий по оказанию медико-социальной помощи гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих (за исключением помощи, оказываемой федеральными специализированными медицинскими учреждениями), является расходным обязательством Ростовской области.

Статья 19. Организация противотуберкулезной помощи

1. Больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях и иных учреждениях здравоохранения Ростовской области.

2. Периодически проводятся в целях выявления туберкулеза профилактические медицинские осмотры граждан и вакцинация против туберкулеза в целях его профилактики, порядок и сроки проведения которых устанавливаются правовыми актами Правительства Ростовской области на основании нормативных правовых актов уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти и осуществляются в соответствии с Национальным календарем профилактических прививок.

3. Диспансерное наблюдение за больными туберкулезом проводится в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и устанавливается независимо от согласия таких больных или их законных представителей.

4. Лицам, находящимся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, и больным туберкулезом гарантирована социальная поддержка федеральным и областным законодательством:

1) пункт утратил силу – Областной закон от 13.10.08 № 111-ЗС;

2) за гражданами, временно утратившими трудоспособность в связи с туберкулезом, сохраняется место работы (должность) на срок, установленный законодательством Российской Федерации;

3) за время отстранения от работы (должности) в связи с туберкулезом больным туберкулезом выдаются пособия по государственному социальному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

4) лица, находящиеся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом и больные туберкулезом, имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с медицинскими показаниями в рамках Территориальной программы государственных гарантий и пребывание в медицинских противотуберкулезных организациях, оказывающих противотуберкулезную помощь в стационарах, в течение срока, необходимого для обследования и (или) лечения;

5) больным заразными формами туберкулеза, проживающим в квартирах, в которых исходя из занимаемой жилой площади и состава семьи нельзя выделить отдельную комнату больному заразной формой туберкулеза, коммунальных квартирах, общежитиях, а также семьям имеющим ребенка, больного заразной формой туберкулеза, предоставляются отдельные жилые помещения с учетом их права на дополнительную жилую площадь в соответствии с законодательством Ростовской области.

Статья 20. Медицинская помощь гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями

Гражданам, страдающим наркологическими заболеваниями, медицинская помощь и медико-социальная реабилитация оказываются в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, получивших лицензию на указанный вид деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Наркологическая помощь оказывается жителям Ростовской области в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий.

Всем лицам, страдающим наркологическими заболеваниями, гарантируется право на получение наркологической помощи в любой из существующих форм, включая анонимную, конфиденциальную, платную или бесплатную.

За больными наркологическими заболеваниями может устанавливаться диспансерное наблюдение в соответствии с федеральным законодательством.

Лицам, страдающим хроническими психическими расстройствами вследствие алкоголизма, наркомании, токсикомании с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями, склонным к общественно опасным действиям, а так же направленным судом на амбулаторное принудительное лечение, наркологическая помощь при обострениях оказывается во взаимодействии с соответствующим органом внутренних дел, который обязан оказывать содействие медицинским работникам в освидетельствовании, помещении на лечение в психиатрический, наркологический стационар в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 21. Медицинская помощь гражданам, инфицированным вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ–инфекции)

1. ВИЧ-инфицированные граждане имеют право на предоставление всех видов первичной квалифицированной и специализированной медицинской помощи в рамках территориальной программы государственных гарантий.

2. Медицинское освидетельствование на наличие ВИЧ-инфекции проводится в учреждениях государственной, муниципальной или частной системы здравоохранения, в том числе соответствующее лабораторное исследование, которое проводится на основании лицензии, предоставляемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Выдача официального документа о наличии или об отсутствии ВИЧ-инфекции у освидетельствуемого лица осуществляется только учреждениями государственной или муниципальной системы здравоохранения.

4. Медицинское освидетельствование граждан проводится с предварительным и последующим консультированием по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

5. В учреждениях государственной системы здравоохранения медицинское освидетельствование граждан Российской Федерации проводится бесплатно.

6. Гарантируется доступность медицинского освидетельствования для выявления ВИЧ-инфекции (далее - медицинское освидетельствование), в том числе и анонимного, с предварительным и последующим консультированием и обеспечение безопасности такого медицинского освидетельствования как для освидетельствуемого, так и для лица, проводящего освидетельствование.

7. Деятельность по предупреждению распространения ВИЧ-инфекции финансируется в приоритетном порядке с учетом необходимости защиты личной безопасности граждан, а также безопасности общества и государства.

8. За счет средств областного бюджета семьям с детьми до 18 лет, инфицированными вирусом иммунодефицита человека во время пребывания в медицинских учреждениях на территории Ростовской области, проживающими с родителями или иными законными представителями, обеспечивается улучшение жилищных условий в размере не менее социальной нормы площади жилья, установленной законодательством, и получение дополнительного пособия на погребение в соответствии с законодательством Ростовской области. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливается Правительством Ростовской области.

Статья 22. Медицинская помощь гражданам, страдающим психическими заболеваниями

1. Гражданам, страдающим психическими расстройствами, медико-социальная помощь оказывается в:

специализированных медицинских амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждениях преимущественно по месту жительства;

учреждениях общеобразовательного и профессионального обучения несовершеннолетних;

лечебно-производственных предприятиях, предназначенных для трудовой терапии;

на предприятиях в специализированных цехах, участках с облегченными условиями труда, где установлены обязательные квоты рабочих мест;

специально созданных общежитиях для лиц, страдающих психическими расстройствами, утративших социальные связи;

других учреждениях, предусмотренных федеральным и областным законодательством.

2. Медико-социальная помощь гражданам, страдающим психическими расстройствами, оказывается врачами-психиатрами, психотерапевтами, медицинскими психологами, социальными работниками, специалистами по трудовой терапии и реабилитации.

3. Виды и объем медико-социальной помощи, предоставляемые гражданам, страдающим психическими заболеваниями, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, и соответствуют программам государственных гарантий. Они включают, помимо профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий, все виды психиатрической экспертизы, социально-бытовую и правовую помощь, проведение мероприятий по предупреждению общественно-опасных действий больных.

Статья 23. Донорство крови и ее компонентов

1. На территории Ростовской области заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов осуществляют государственные организации здравоохранения.

2. Ростовское общество Красного Креста, другие организации, учредительными документами которых предусмотрено оказание содействия охране здоровья населения, участвуют совместно с органами государственного управления здравоохранением в организации донорства крови и ее компонентов, а в пропаганде среди населения безвозмездной добровольной сдачи крови и ее компонентов для лечебных целей, а также могут принимать участие в их поддержке.

3. Меры социальной поддержки донорам устанавливаются в соответствии с федеральным и областным законодательством, в том числе:

1) в день сдачи крови донор обеспечивается бесплатным питанием в размере и порядке, определяемых Правительством Ростовской области;

2) активному донору производится оплата за дозу сданной крови в размере и порядке, определяемых Правительством Ростовской области;

3) обязательное страхование донора за счет средств организаций, осу­ществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов, на случай заражения его инфекционными заболеваниями при выполнении им донорской функции. Средства на страхо­вание должны входить в себестоимость крови;

4) Правительством Ростовской области донору могут предоставляться дополнительные меры социальной поддержки.

4. В случаях стихийных бедствий, аварий и катастроф, эпидемий, эпизоотий и других чрезвычайных обстоятельств на всей территории Ростовской области или в отдельных ее местностях организация донорства крови и ее компонентов осуществляется в установленном порядке под руководством органа исполнительной власти в области здравоохранения.

5. Финансовое обеспечение мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов, включая организацию заготовки, переработки, хранения и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, организацию безвозмездного обеспечения организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ростовской области, и муниципальных организаций здравоохранения донорской кровью и ее компонентами является расходным обязательством Ростовской области.

Статья 24. Обеспечение населения лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами и дезинфекционными средствами

Абзац 1 утратил силу в соответствии с Областным законом от 10.05.11 № 599-ЗС.

За счет средств областного бюджета осуществляется обеспечение лекарственными средствами при амбулаторном лечении следующих категорий граждан, имеющих право на льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области (в случае если они не пользуются данной льготой согласно Федеральным законам «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также другим нормативным правовым актам за счет средств федерального бюджета): 

Группы населения

Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения

1

2

1. Дети первых трех лет жизни

Все лекарственные средства

2. Пенсионеры, получающие пенсию по старости или по случаю потери кормильца в минимальных размерах

Все лекарственные средства

3. Другие группы населения, страдающие следующими заболеваниями:

 

1) детские церебральные параличи

Лекарственные средства для лечения данной категории заболеваний

2) гепатоцеребральная дистрофия
и фенилкетонурия

Безбелковые продукты питания, белковые гидролизаты, ферменты, психостимуляторы, витамины, биостимуляторы

3) муковисцидоз (больным детям)

Ферменты

4) Системные хронические тяжелые заболевания кожи

Лекарственные средства для лечения данного заболевания

5) бронхиальная астма

Лекарственные средства для лечения данного заболевания

6) ревматизм и ревматоидный артрит, системная (острая) красная волчанка, болезнь Бехтерева

Стероидные гормоны, цитостатики, препараты коллоидного золота, противовоспалительные нестероидные препараты, антибиотики, антигистаминные препараты, сердечные гликозиды, коронаролитики, мочегоные, антагонисты Са, препараты К, хондропротекторы

7) инфаркт миокарда (первые шесть месяцев)

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

8) состояние после операции по протезированию клапанов сердца

Антикоагулянты

9) пересадка органов и тканей

Цитостатики, стероидные гормоны, иммунодепрессанты, противогрибковые, противогерпетические, противоиммуновирусные препараты, антибиотики, уросептики, антикоагулянты, дезагреганты, коронаролитики, антагонисты Са, препараты К, гипотензивные препараты, спазмолитики, диуретики, гепатопротекторы, ферменты поджелудочной железы

10) гипофизарный нанизм

Анаболические стероиды, половые гормоны, инсулин, тиреоидные препараты, поливитамины, саматотропный гормон

11) рассеянный склероз

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

12) миастения

Антихолинэстеразные лекарственные средства, стероидные гормоны

13) миопатия

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

14) мозжечковая атаксия Мари

Лекарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

15) болезнь Паркинсона

Противопаркинсонические лекарственные средства

16) глаукома, катаракта

Антихолинэстеразные, холиномиметические, дегидратационные, мочегонные средства

17) Аддисонова болезнь

Гормоны коры надпочечников (минерало- и глюкокортикоиды)

18) шизофрения и эпилепсия

Все лекарственные средства

19) психические заболевания (больным, работающим в лечебно-производственных государственных предприятиях, для проведения трудовой терапии, обучения новым профессиям и трудоустройства на этих предприятиях)

Все лекарственные средства

20) гематологические заболевания, гемобластозы, цитопения, наследственные гемопатии

Цитостатики, иммунодепрессанты, иммунокорректоры, стероидные и нестероидные гормоны, антибиотики и другие препараты для лечения данных заболеваний и коррекции осложнений их лечения

21) сифилис

Антибиотики, препараты висмута

22) хронические урологические заболевания

Катетеры Пеццера

23) преждевременное половое развитие

Стероидные гормоны, парлодел, андрокур

24) онкологические заболевания

Все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным

25) острая перемежающаяся порфирия

Анальгетики, В-блокаторы, фосфаден, рибоксин, андрогены, аденил

26) СПИД, ВИЧ

Все лекарственные средства

27) Лучевая болезнь

Декарственные средства, необходимые для лечения данного заболевания

28) лепра

Все лекарственные средства

29) туберкулез

Противотуберкулезные препараты, гепатопротекторы

30) тяжелая форма бруцеллеза

Антибиотики, анальгетики, нестероидные и стероидные противовоспалительные препараты

31) диабет

Все лекарственные средства, этиловый спирт (100 граммв месяц), инсулиновые шприцы, шприц-ручки и иглы к ним, средства диагностики

32) отдельные группы населения, страдающие гельминтозами

Противоглистные лекарственные средства

 

Назначение и отпуск лекарственных средств осуществляется в соответствии с минимальным ассортиментом лекарственных средств, утверждаемым Правительством Ростовской области.

Порядок льготного обеспечения лекарственными средствами устанавливается Правительством Ростовской области.

За счет личных средств граждан или других источников, не запрещенных законодательством, осуществляется медикаментозное обеспечение при:

1) стационарном лечении в учреждениях здравоохранения, не включенных в Территориальную программу государственных гарантий;

2) стационарном лечении в учреждениях здравоохранения, включенных в Территориальную программу государственных гарантий, осуществляемое сверх утвержденного стандарта (протокола) лечения;

3) амбулаторном лечении лиц, не имеющих право на льготу, а также льготных категорий граждан сверх минимального ассортимента лекарственных средств, утверждаемого Правительством Ростовской области.

Статья 25. Обеспечение жителей Ростовской области высокотехнологичными видами медицинской помощи

1. За счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение следующих высокотехнологичных видов медицинской помощи: кардиохирургическая медицинская помощь с применением дорогостоящих медицинских изделий и аппаратов, устройств для замещения функций органов и систем организма, медицинская помощь с применением эндопротезов суставов, слухопротезирование, лечение гематологических заболеваний у детей, неонатология, детская хирургия в период новорожденности, офтальматология и другие высокотехнологичные виды медицинской помощи, оказываемые в учреждениях здравоохранения Ростовской области.

2. Финансовое обеспечение высокотехнологичных видов медицинской помощи осуществляется за счет источников, перечисленных в статье 11 настоящего Областного закона.

3. Высокотехнологичные виды медицинской помощи оказываются за счет средств областного бюджета гражданам, проживающим на территории Ростовской области и нуждающимся в высокотехнологичных видах медицинской помощи по медицинским показаниям, в учреждениях здравоохранения Ростовской области.

4. Часть утратила силу в соответствии с Областным законом от 10.05.11 № 599-ЗС.

5. Орган исполнительной власти в сфере здравоохранения Ростовской области:

1) определяет перечень учреждений здравоохранения Ростовской области, оказывающих высокотехнологичные виды медицинской помощи;

2) устанавливает порядок учета жителей Ростовской области, нуждающихся в высокотехнологичных видах медицинской помощи, и порядок направления их в учреждения здравоохранения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

Статья 26. Медико-социальная помощь населению Ростовской области

При заболевании, утрате трудоспособности и в иных случаях граждане имеют право на медико-социальную помощь, которая включает профилакти­ческую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопеди­ческую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, включая выплату по­собия по временной нетрудоспособности.

Медико-социальная помощь оказывается медицинскими, социальными работниками и иными специалистами в учреждениях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, а также в учреждениях системы социальной защиты населения.

Граждане имеют право на льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами. Категории граждан, имеющих это право, а также условия и порядок их обеспечения льготной протезно-ортопедической и зубопротезной помощью определяются в соответствии с федеральным и областным законодательством.

За счет средств областного бюджета осуществляется льготное обеспечение протезами, ортопедическими, коррегирующими изделиями, слуховыми аппаратами, средствами передвижения и иными специальными средствами малоимущих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Ростовской области.

Порядок предоставления указанной льготы устанавливается Правительством Ростовской области.

Дети, подростки, учащиеся, инвалиды и пенсионеры, занимающиеся физической культурой, имеют право на бесплатный медицинский осмотр.

Работающие граждане имеют право на пособие при карантине в случае отстранения их от работы вследствие заразного заболевания лиц, окружавших их. Если карантину подлежат несовершеннолетние или граждане, признанные в установленном законом порядке недееспособными, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 27. Профилактические медицинские осмотры

В целях охраны здоровья граждан, предупреждения инфекционных и профессиональных заболеваний работники отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Работодатели несут ответственность за выделение средств на проведение обязательных и периодических медицинских осмотров работников в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 28. Медицинская помощь отдельным категориям граждан

1. Медицинская помощь отдельным категориям граждан, в том числе военнослужащим, сотрудникам полиции, федеральным государственным служащим, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, оказывается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области.

2. Гражданам, в том числе спортсменам, тренерам и судьям по видам спорта, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом, в организованной форме предоставляется медицинская помощь, социальная и профессиональная реабилитация в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Ростовской области.

3. Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей), имеют право на меры социальной поддержки в области охраны здоровья граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

4. Часть утратила силу – Областной закон от 31.10.2011 № 697-ЗС.

Статья 29. Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения

1. Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения основывается на:

1) договорах и соглашениях;

2) деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения по реализации мероприятий здравоохранения;

3) контроле за соблюдением законодательных и иных нормативных актов в области здравоохранения, стандартов медицинской и лекарственной помощи в порядке, определенном законодательством Российской Федерации и Ростовской области;

4) едином порядке учета и предоставления отчетности субъектами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

5) единой системе сертификации медицинских и фармацевтических кадров, лицензирования медицинской, фармацевтической и санаторно-курортной деятельности;

6) единой системе подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров;

7) единой системе областных стандартов медицинской и лекарственной помощи.

2. Взаимодействие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения не должно нарушать относительной самостоятельности каждой из них, равно как недопустимо возложение обязанностей одной системы на другую, если это не предусмотрено законом.

Глава 5. Обеспечение качества медицинской помощи, защита
прав пациентов и медицинских работников

Статья 30. Организация контроля за соблюдением стандартов качества медицинской помощи

Контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, оказываемой предприятиями, учреждениями и организациями государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, а также лицами, занимающимися частной медицинской практикой, осуществляется в соответствии с федеральным и областным законодательством.

Статья 31. Защита прав пациента при получении медицинской помощи

В случае нарушения его прав пациент может обратиться с жалобой непосредственно к руководителю или иному должностному лицу лечебно-профилактического учреждения, в котором ему оказывается медицинская помощь, в соответствующие профессиональные медицинские ассоциации либо в суд.

Статья 32. Подготовка и переподготовка медицинских и фармацевтических работников

1. Право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и полученную в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности, а на занятие народной медициной (целительством) необходимо иметь еще диплом целителя, выдаваемый в установленном порядке органом управления здравоохранением Ростовской области.

Право на занятие фармацевтической деятельностью имеют также лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в Российской Федерации, сертификат специалиста и дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, работающие в обособленных подразделениях медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики), расположенных в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации.

2. Сертификат специалиста выдается на основании послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура), дополнительного образования (повышение квалификации, специализация) или проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.

Форма, срок действия, условия и порядок выдачи сертификата специалиста, а также документа о дополнительном профессиональном образовании в части розничной торговли лекарственными препаратами устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

3. Врачи в период их обучения в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Студенты высших и средних медицинских заведений допускаются к участию в оказании медицинской помощи в соответствии с программами обучения под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

4. Врачи или провизоры, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после прохождения переподготовки в соответствующих учебных заведениях или на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

5. Работники со средним медицинским или фармацевтическим образованием, не работавшие по своей специальности более пяти лет, могут быть допущены к практической медицинской или фармацевтической деятельности после подтверждения своей квалификации в соответствующем учреждении государственной или муниципальной системы здравоохранения либо на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций.

6. Работники имеют право на профессиональную подготовку и повышение квалификации, включая обучение новым профессиям и специальностям. Необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

7. Финансовое обеспечение расходов на профессиональную подготовку и повышение квалификации медицинских и фармацевтических работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения Ростовской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Ростовской области.

8. Лица, имеющие незаконченное высшее медицинское или фармацевтическое образование, могут заниматься медицинской или фармацевтической деятельностью на должностях работников со средним медицинским или фармацевтическим образованием в порядке, установленном федеральным органом в сфере управления здравоохранением.

Статья 33. Аттестация специалистов с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием

Специалисты с высшим и средним профессиональным образованием, работающие в системе здравоохранения, имеют право на получение квалификационных категорий в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 34. Социальная поддержка медицинских и фармацевтических работников

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении Ростовской области, устанавливаются Правительством Ростовской области.

Для медицинских, фармацевтических и иных работников государственной системы здравоохранения, работа которых связана с угрозой их жизни и здоровью, устанавливается обязательное страхование, а также в случае гибели работников государственной системы здравоохранения при исполнении ими трудовых обязанностей или профессионального долга во время оказания медицинской помощи или проведения научных исследований семьям погибших выплачивается единовременное денежное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

Статья 35. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Глава 6. Медицинская экспертиза

Статья 36. Экспертиза временной нетрудоспособности, военно-врачебная экспертиза

Экспертиза временной нетрудоспособности в связи с болезнью, увечьем, беременностью, родами, уходом за больным членом семьи, протезированием, санаторно-курортным лечением и в иных случаях производится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Экспертиза временной нетрудоспособности производится лечащими врачами государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, которые единолично выдают гражданам листки нетрудоспособности сроком до 30 дней, а на больший срок листки нетрудоспособности выдаются врачебной комиссией, назначаемой руководителем медицинского учреждения.

В отдельных случаях по решению органа управления здравоохранением Ростовской области экспертиза временной нетрудоспособности граждан в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения может быть поручена работнику со средним медицинским образованием.

При экспертизе временной нетрудоспособности определяются необходимость и сроки временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принимается решение о направлении гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертную комиссию, в том числе при наличии у этого гражданина признаков инвалидности.

При оформлении листка нетрудоспособности сведения о диагнозе заболевания, с целью соблюдения врачебной тайны вносятся с согласия пациента, а в случае его несогласия указывается только причина нетрудоспособности (заболевание, травма или иная причина).

Военно-врачебная экспертиза определяет годность по состоянию здоровья к военной службе граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, и военнослужащих, устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов), определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации.

Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы, а также требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих призыву на военную службу, поступающих на военную службу по контракту, и военнослужащих устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Статья 37. Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы, независимая медицинская экспертиза

1. Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной системы здравоохранения экспертами бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии – врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производящего дознание, следователя или определения суда.

Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этих целей учреждениях государственной системы здравоохранения.

Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.

Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При несогласии граждан с заключением медицинской экспертизы по их заявлению проводится независимая медицинская экспертиза. Экспертиза признается независимой, если проводящий ее эксперт либо члены комиссии не находятся в служебной или иной зависимости от учреждения или комиссии, производивших медицинскую экспертизу, а также от органов, учреждений, должностных лиц и граждан, заинтересованных в результатах независимой экспертизы.

При производстве независимой медицинской экспертизы гражданам предоставляется право выбора экспертного учреждения и экспертов.

В конфликтных ситуациях окончательное решение по заключению медицинской экспертизы выносится судом.

Порядок организации и производства судебно-медицинской и судеб­но-психиатрической экспертиз устанавливается в соответствии с законода­тельством Российской Федерации. Порядок определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава 7. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения области

Статья 38. Полномочия органов государственной власти Ростовской области по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

1. К полномочиям Законодательного Собрания Ростовской области по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

1) принятие в соответствии с федеральными законами областных законов и иных нормативных правовых актов и контроль за их исполнением;

2) утверждение региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

3) иные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.

2. К полномочиям Правительства Ростовской области по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения относятся:

1) принятие нормативных правовых актов и контроль за их исполнением;

2) разработка и реализация региональных программ обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, согласованных с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор населения;

3) введение и отмена на территории Ростовской области ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей;

4) осуществление мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения, пропаганде здорового образа жизни;

5) обеспечение своевременного информирования населения Ростовской области о возникновении или об угрозе возникновения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), о состоянии среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

6) право участия в проведении социально-гигиенического мониторинга Ростовской области;

7) осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, по охране окружающей среды, реализация которых является расходным обязательством Ростовской области.

3. Реализация мер по предупреждению, ограничению распространения и ликвидации инфекционных болезней на территории Ростовской области, в том числе проведение профилактических прививок, не включенных в Национальный календарь профилактических прививок, является расходным обязательством Ростовской области.

Статья 39. Взаимодействие органа управления здравоохранением Ростовской области и органов управления здравоохранением муниципальных образований с органами и учреждениями, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор

1. В соответствии с законодательством Российской Федерации органы и учреждения государственной и муниципальной систем здравоохранения, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора взаимодействуют по вопросам профилактики заболеваний, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны и укрепления здоровья населения Ростовской области.

2. Орган управления здравоохранением Ростовской области, органы управления здравоохранением муниципальных образований совместно с органами и учреждениями, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор осуществляют:

1) разработку и реализацию федеральных, областных, комплексных мероприятий по охране здоровья граждан, профилактике заболеваний населения, оздоровлению среды обитания и ее жизнедеятельности;

2) контроль за санэпидрежимом в организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения;

3) работу по гигиеническому воспитанию населения и санитарной пропаганде здорового образа жизни, организации и проведению профилактических медицинских осмотров;

4) изучение состояния здоровья населения во взаимосвязи с факторами внешней среды, оказывающими неблагоприятное воздействие на человека, создание банка информации о состоянии здоровья населения;

5) проведение совместных заседаний коллегий, совещаний, научно-практических конференций;

6) издание совместных взаимосогласованных нормативно-распоряди­тельных и инструктивно-методических документов;

7) проведение совместной работы по определению ущерба, в связи с неблагоприятными условиями труда и проживания;

8) внедрение передовых форм и методов профилактической и противоэпидемической работы в учреждениях здравоохранения и аптечной сети;

9) иную совместную деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 40. Роль физической культуры, спорта и туризма в охране здоровья жителей Ростовской области

Физическая культура является одним из средств профилактики заболеваний, укрепления и длительного сохранения здоровья населения, способствует здоровому образу жизни.

Правовые, организационные, экономические и социальные основы физической культуры и спорта в Ростовской области определяются федеральным и областным законодательством.

Глава 8. Заключительные положения

Статья 41. Вступление в силу настоящего Областного закона

Настоящий Областной закон вступает в силу с 1 января 2005 года.

Глава Администрации (Губернатор) Ростовской области                В. Чуб

Вы можете найти эту страницу по следующему адресу: http://www.donland.ru//Default.aspx?pageid=78989

© Правительство Ростовской области, 2021
www.donland.ru